Инновационная работа по реализации проекта «Формирование патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения «Маленький юнармеец»
Все знают, что дети – наше будущее, будущее всей страны. А какое будущее ждет страну, в которой ни глава государства, ни министры, ни учителя, ни ученые – никто не будет знать истории своего государства? Поэтому, надо сегодня задумываться о том, какое патриотическое воспитание получают наши дети.
Цель нашей работы: создание модели патриотического воспитания дошкольников «Маленький юнармеец», которая включает несколько модулей: «Я –гражданин страны народного единства» направлен на формирование ценностей Родины, природы, человека, семьи и пр. Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости ее достижения, уверенности в том, что Россия великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим — основная цель проведения цикла мероприятий, посвященных единению подрастающего поколения. С этой целью был организован мини-музей «Семейные традиции», традиция — ходить на выборы всей семьей, настоятель храма «Вознесения Господня» помогает знакомить детей с православной религиозной культурой, участие в акциях «Голубь Мира», «Бессмертный полк», «Поможем ветерану», «Наши добрые друзья-ветераны ДОУ», активные участники в волонтерском движении «Кладовая добра» и т.д.
«Детско-родительский клуб «Будем в Армии служить» ориентирован на изучение славных страниц военной истории России, Кубани. Очень важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является активное участие родителей в проектной деятельности. Ведь нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды и прадеды.
Встречи с участником ВОВ и тружениками тыла, ветеранами афганской, чеченской войны стали традиционными в детском саду. Бывшие участники войны, из них есть и наши родители, рассказывают о том, как они воевали. Как стреляли из пулеметов и винтовок, как санитарки их спасали в бою. Так же помогают расширить представление детей о военной технике, знакомству с разными родами войск (пехота, морские, воздушные) на занятиях и беседах, игровых образовательных ситуациях, совместных проектах, виртуальных экскурсиях в музее боевой славы, на совместных мероприятиях и праздник.
«Спортивный клуб «Здоровенок» направлен на реализацию ценности здоровья. Новизна в том, что это детско-родительский клуб, занятия в котором проходят совместно с семьями. Разработан и реализуется план занятий клуба, которые организованы совместные спортивные праздники, спортивные игры, соревнования, сценарии занятий.
Разучиваются комплексы утренней гимнастики, пальчиковой и дыхательной гимнастики, варианты профилактики плоскостопия, осваиваем самомассаж рук и ног, гимнастику для глаз, разучиваем стихи, потешки при умывании, играем с родителями в подвижные игры. Интересно проходят занятия-беседы о видах спорта, мини-олимпийские игры. Большое внимание уделяется конкурсному движению, соревнованиям и спартакиадам. Так традиционными стали спортивные мероприятия и конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», Весёлые старты», ежегодные летние и зимние спартакиады. Родители со своими детьми приняли активное участие в сдаче норм ГТО. Студенты Тимашевского филиала ГБПО «Кущевский медицинский колледж» 2-3 раза в год проводят мероприятия под названием «Азбука здоровья». Вовлечение родителей во здоровьесберегающую деятельность способствует формированию у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку, положительную мотивацию к здоровьесбережению.
«Мини-музей «Патриот» — это развивающая образовательная среда, направленная на формирование гражданской позиции, активное приобретение детьми культурного наследия Кубани. Реализованы цикл акций: «Твори добро», «Мы память бережем», Герои моей семьи», «Летопись победы моего города», в которых принимают участие ветераны районного совета ветеранов, военнослужащие воинской части, родители, участники боевых действий, юнармейцы СОШ №1.
В детском саду созданы мини-музей «Патриот», аллея славы братьев Степановых. Экскурсоводами и хозяевами музея и аллеи славы являются дети. Они выбирают варианты оформления, участвуют в создании слайдовых презентаций, виртуальных экскурсий по городам –героям.
Второй год ведется работа детского объединения «Юный журналист», которая привлекает внимание ребят, желающих попробовать себя в роли журналистов. Разработан план-программа данного объединения, направленная на освещение деятельности ДОО через создание телепередачи «Большие подвиги маленьких героев»- информации о реализации проектов, акций, праздников, встреч с ветеранами и пр. Одним из наиболее эффективных методов является образовательное путешествие, в том числе виртуальное, основу которого составляет активная, творческая, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной среды.
Через используемый мессенджер родительской группы, воспитатели предложили темы, гипперссылки к музеям, поставлены цели от просмотра виртуальных экскурсий, даны рекомендации о санитарных нормах при использовании ИКТ. Предложены творческие задания в совместной деятельности ребенка с родителем.
Для того чтобы поддерживать интерес детей и родителей используются возможности интерактивной панели. Результаты исследовательской деятельности в группе в виде фото-, видео- и просто текстового материала выставляются на сайте ДОО, в госпабликах. Родители имеют возможность увидеть образовательный процесс и принять в нём посильное участие (например, в обогащении РППС – мини-музей, библиотека, видеотека). Со своей стороны, родители и дети, собрав информацию по интересующему вопросу, имеют прекрасную возможность передать ее детскому саду для всеобщего обозрения.
В ДОО осуществляется совместная с социальными партнерами благотворительная деятельность: сбор благотворительной помощи для детей детского дома ст. Медведовской, для инвалидов социально-реабилитационного центра г.Тимашевска, для детей школы-интернат ЛНР, выступления с концертами, письма, открытки, подарки участникам СВО и др. Ответственный воспитатель Кузнецова Галина Сергеевна. Она уверена, что участие в благотворительных акциях дает ребенку возможность приобщиться к решению определенных социальных проблем и понять свое место в жизни. В детском саду все благотворительные акции ведутся в двух плоскостях: работа с детьми и работа с родителями. Включение дошкольников в благотворительную деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, воспитывает положительные моральные качества — неравнодушие, участливость, милосердие. Участие ребенка в благотворительности позволяет ему на собственном опыте почувствовать, что он способен изменить в лучшую сторону свое окружение.
Модуль «Кружки, студии, объединения патриотической направленности».
Работа в кружках направлена на формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережное отношение к природе, традициям, культуре и быту родного края, на воспитание ценностей культуры и красоты.
В ДОУ работает кружок самодеятельного творчества «Катюша», цель которого формирование ценностей культуры и красоты. Новым является то, что кружок посещают дети и участники вокальной группы ДК «Синяя птица» (ветераны). Вместе поют военные песни, рассказывают об истории их создания, организуют театральные представления.
Изучение истории отечества через организацию встреч с ветеранами, воинами срочной службы, воинами афганцами и пр. помогает предавать тот накопленный опыт и поднять чувство гордости за то, что дети являются частью этой великой страны. Что нужно любить и уважать свою родину, именно такой человек без особых проблем вольётся в общество с определенным багажом знаний и умений. Детям прививается чувство, что если ты патриот своей страны, то ты должен жить по её законам, а социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности.
Таким образом, вся работа по созданию модели патриотического воспитания в ДОО выстраивается в целенаправленную систему патриотического воспитания, приобретает комплексный характер.
Продуктами инновационной работы являются выпущенные сборники, методические пособия:
- «Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников». (Методические рекомендации из опыта работы).
- «Формирование патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения «Маленький юнармеец».(Сборник практических материалов из опыта инновационной работы).
- «Формирование патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения «Маленький юнармеец». (Методические рекомендации из опыта работы)
- «Планы и программы патриотического центра для дошкольников «Маленький юнармеец» (Сборник материалов инновационной работы), которые сегодня внедряют в практику своей работы детские сады казачьей направленности.
- «Мы – будущее твоё, РОССИЯ» (Сборник мероприятий по патриотическому воспитанию)
- «Организация интерактивных экскурсий как средство формирования патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения: «Маленький юнармеец» (Материал из опыта работы).
- Интерактивная онлайн-доска PADLET в патриотическом воспитании дошкольников.
Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия для того, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям. Его внедрение позволит повысить качество воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, обеспечить преемственность в работе дошкольной образовательной организации, школы, районного совета ветеранов, кадетского корпуса, воинской часть и др. социальными институтами и внедрить в дошкольные учреждения муниципалитета и региона эффективные технологии патриотического воспитания. Кроме того, созданная в ходе инновационной работы модель патриотического воспитания может быть использована при разработке рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.































