ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

Инновационная работа по реализации проекта «Формирование патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения «Маленький юнармеец»

Все знают, что дети – наше будущее, будущее всей страны. А какое будущее ждет страну, в которой ни глава государства, ни министры, ни учителя, ни ученые – никто не будет знать истории своего государства? Поэтому, надо сегодня задумываться о том, какое патриотическое воспитание получают наши дети.    

Цель нашей работы: создание  модели  патриотического  воспитания дошкольников «Маленький юнармеец», которая включает  несколько модулей:          «Я –гражданин страны народного единства» направлен на формирование ценностей Родины, природы, человека, семьи и пр. Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости ее достижения, уверенности в том, что Россия великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим — основная цель проведения цикла мероприятий, посвященных единению подрастающего поколения. С этой целью был организован мини-музей «Семейные традиции», традиция — ходить на выборы всей семьей, настоятель храма «Вознесения Господня» помогает знакомить детей с православной религиозной культурой, участие в акциях «Голубь Мира», «Бессмертный полк», «Поможем ветерану», «Наши добрые друзья-ветераны ДОУ», активные участники в волонтерском движении «Кладовая добра» и т.д.

         «Детско-родительский клуб «Будем в Армии служить» ориентирован на изучение славных страниц военной истории России, Кубани. Очень важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является активное участие родителей в проектной деятельности. Ведь нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды и прадеды.

         Встречи с участником  ВОВ и тружениками тыла, ветеранами афганской, чеченской войны стали традиционными в детском саду. Бывшие участники войны,  из них есть и наши родители, рассказывают о том, как  они  воевали. Как стреляли из  пулеметов и  винтовок, как санитарки их спасали  в бою. Так же помогают расширить представление детей о военной  технике, знакомству  с разными родами войск (пехота, морские, воздушные) на занятиях и беседах, игровых образовательных ситуациях, совместных проектах, виртуальных экскурсиях в музее боевой славы, на совместных мероприятиях и праздник.

         «Спортивный клуб «Здоровенок» направлен на реализацию ценности здоровья. Новизна в том, что это детско-родительский клуб, занятия в котором проходят совместно с семьями. Разработан и реализуется план занятий клуба, которые организованы совместные спортивные праздники, спортивные игры, соревнования, сценарии занятий.

    Разучиваются комплексы утренней гимнастики, пальчиковой и дыхательной гимнастики, варианты  профилактики плоскостопия, осваиваем самомассаж рук и ног, гимнастику для глаз, разучиваем стихи, потешки  при умывании, играем с родителями в подвижные игры. Интересно проходят занятия-беседы  о видах спорта, мини-олимпийские игры. Большое внимание уделяется конкурсному движению, соревнованиям и спартакиадам. Так традиционными стали спортивные мероприятия и конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», Весёлые старты», ежегодные летние и зимние спартакиады. Родители со своими детьми приняли активное участие в сдаче норм ГТО. Студенты Тимашевского филиала ГБПО «Кущевский медицинский колледж» 2-3 раза в год проводят  мероприятия под названием «Азбука здоровья». Вовлечение родителей во здоровьесберегающую деятельность способствует формированию у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку, положительную мотивацию к здоровьесбережению.

«Мини-музей «Патриот» — это развивающая образовательная среда, направленная на формирование гражданской позиции, активное приобретение детьми культурного наследия Кубани. Реализованы цикл акций: «Твори добро», «Мы память бережем», Герои моей семьи», «Летопись победы моего города», в которых  принимают участие ветераны районного совета ветеранов, военнослужащие воинской части,  родители, участники боевых действий, юнармейцы СОШ №1.

В детском саду созданы мини-музей «Патриот», аллея славы братьев Степановых. Экскурсоводами  и хозяевами музея и аллеи славы являются дети. Они выбирают варианты оформления, участвуют в создании слайдовых презентаций, виртуальных экскурсий по городам –героям.

Второй год  ведется   работа детского   объединения «Юный журналист», которая  привлекает  внимание ребят, желающих попробовать себя в роли журналистов.  Разработан план-программа данного объединения,  направленная на освещение деятельности  ДОО через  создание телепередачи «Большие подвиги маленьких героев»- информации о реализации проектов, акций, праздников, встреч с  ветеранами и пр.  Одним из наиболее эффективных методов является образовательное путешествие, в том числе виртуальное, основу которого составляет активная, творческая, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной среды.

Через используемый мессенджер родительской группы, воспитатели предложили темы, гипперссылки к музеям, поставлены цели от просмотра виртуальных экскурсий, даны рекомендации о санитарных нормах при использовании ИКТ. Предложены творческие задания в совместной деятельности ребенка с родителем. 

Для того чтобы поддерживать интерес детей и родителей используются  возможности интерактивной панели. Результаты исследовательской деятельности в группе  в виде фото-, видео- и просто текстового материала выставляются  на сайте ДОО, в госпабликах. Родители имеют возможность увидеть образовательный процесс и принять в нём посильное участие (например, в обогащении РППС – мини-музей, библиотека, видеотека). Со своей стороны, родители и дети, собрав информацию по интересующему вопросу, имеют прекрасную возможность передать ее детскому саду  для всеобщего обозрения.

В ДОО осуществляется совместная с социальными партнерами благотворительная деятельность: сбор благотворительной помощи для детей детского дома ст. Медведовской,  для инвалидов социально-реабилитационного центра г.Тимашевска, для детей школы-интернат ЛНР, выступления с концертами, письма, открытки, подарки участникам СВО и др. Ответственный воспитатель Кузнецова Галина Сергеевна. Она уверена, что участие в благотворительных акциях дает ребенку возможность приобщиться к решению определенных социальных проблем и понять свое место в жизни. В детском саду все благотворительные акции ведутся в двух плоскостях: работа с детьми и работа с родителями. Включение дошкольников в благотворительную деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, воспитывает положительные моральные качества — неравнодушие, участливость, милосердие. Участие ребенка в благотворительности позволяет ему на собственном опыте почувствовать, что он способен изменить в лучшую сторону свое окружение.

 

 

 

Модуль «Кружки, студии, объединения патриотической направленности».

Работа в кружках направлена на  формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережное отношение к природе, традициям, культуре и быту родного края, на воспитание  ценностей культуры и красоты.

В ДОУ работает кружок самодеятельного творчества «Катюша», цель которого формирование ценностей культуры и красоты. Новым является то, что кружок посещают дети и участники вокальной группы ДК «Синяя птица» (ветераны). Вместе поют военные песни, рассказывают об истории их создания, организуют театральные представления.

Изучение истории отечества через организацию встреч с ветеранами, воинами срочной службы, воинами афганцами и пр. помогает предавать тот накопленный опыт и поднять чувство гордости за то, что дети являются частью этой великой страны. Что  нужно любить и уважать свою родину, именно такой человек без особых проблем вольётся в общество с определенным  багажом знаний и умений. Детям прививается чувство, что если ты патриот своей страны, то ты должен жить по её законам, а социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности.

Таким образом, вся работа по созданию модели  патриотического воспитания в ДОО выстраивается в целенаправленную систему патриотического воспитания, приобретает комплексный характер.

Продуктами инновационной работы являются выпущенные сборники, методические пособия:

  1. «Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников». (Методические рекомендации из опыта работы).
  2. «Формирование патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения «Маленький юнармеец».(Сборник практических материалов из опыта инновационной работы).
  3. «Формирование патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения «Маленький юнармеец». (Методические рекомендации из опыта работы)
  4. «Планы и программы патриотического центра для дошкольников «Маленький юнармеец» (Сборник материалов инновационной работы), которые сегодня внедряют в практику своей работы   детские сады казачьей направленности.
  5. «Мы – будущее твоё, РОССИЯ» (Сборник мероприятий по патриотическому воспитанию)
  6. «Организация интерактивных экскурсий как средство формирования патриотических чувств дошкольников в условиях юнармейского движения: «Маленький юнармеец» (Материал из опыта работы).
  7. Интерактивная онлайн-доска PADLET в патриотическом воспитании дошкольников.

Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия для того, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям.  Его внедрение  позволит повысить качество  воспитательной работы  с детьми дошкольного возраста,  обеспечить преемственность в работе  дошкольной  образовательной организации, школы, районного совета ветеранов,  кадетского корпуса, воинской часть и др.  социальными институтами  и внедрить  в дошкольные  учреждения  муниципалитета и региона  эффективные технологии патриотического воспитания.  Кроме того, созданная в ходе инновационной работы    модель патриотического   воспитания  может быть использована при разработке рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.